Какими будут форма и содержание нового учебного года? Рассказала начальник главного управления по образованию Брестского облисполкома

0 14

Наталья Анатольевна, начало нового учебного года – свершившийся факт. Поделитесь ожиданиями от него, какие вызовы стоят перед вами как руководителем управления?

Какими будут форма и содержание нового учебного года? Рассказала начальник главного управления по образованию Брестского облисполкома

– Вызовов и правда немало, ведь грядущий учебный год насыщен нововведениями. В первую очередь вступают в силу основные положения обновленного Кодекса Республики Беларусь об образовании. Согласно документу, общее среднее образование становится обязательным для всех обучающихся нашей страны (раньше требовалось закончить только базовую школу. – Ред.). Кроме того, вводится Государственный школьный стандарт, который обязывает обеспечивать эффективность образовательного процесса, безопасных условий пребывания учащихся в учреждениях образования, принимать меры к соблюдению дисциплины и порядка в учреждениях образования. К сожалению, эта проблема достаточно остро стоит в современном обществе, а ведь формирование дисциплинированного общества начинается уже с дошкольного образования. С самых ранних лет надо стремиться к формированию ответственного, организованного, культурного человека, но вместе с тем нельзя потерять за всеми этими требованиями и человека креативного, инициативного.

Также с нового учебного года вводится обязательный единый элемент школьной формы. Я всегда была сторонницей школьной формы, и в тех учреждениях, где работала, дети носили форму, причем носили с гордостью, понимая значение отличительных знаков своего учреждения образования. Думаю, это хорошее решение. Ведь дети сейчас сместили акценты с делового стиля одежды на более неформальный. С одной стороны, хорошо, когда ученику удобно, но надо помнить, что форма помогает настроиться на учебный лад. Ребенок четко понимает: в школе я в форме, а значит, я учусь, дома я ее снял – значит, я отдыхаю. Тем более позиция министерства такова, что это могут быть любые элементы школьной формы, принятые с учетом мнения и родителей, и детей. У всех есть время подготовиться и выработать оптимальный вариант.

С 1 сентября в Брестской области будут функционировать 457 учреждений дошкольного образования (на 2 меньше, чем в прошлом учебному году), 481 учреждение общего среднего образования (минус 7), 31 учреждение среднего специального образования (колледж). Дошкольным образованием будут охвачены 59 тысяч воспитанников (60,1 тысячи в прошлом учебном году). В учреждениях общего среднего образования планируется 171,6 тысячи обучающихся (было 169,6 тысячи). Количество первоклассников составит 17,8 тысячи человек.

В целом система образования области работает слаженно, делается все, чтобы проблемные вопросы решались. Важно, чтобы директора учреждений образования понимали своих подопечных, улавливали настроения детей в вопросах школьной формы, ученического соуправления, и не только. В связи с этим для меня очень важна кадровая политика в сфере образования. Иногда слышу от коллег, что учителя должны учить, а не любить детей, но я уверена, что без любви к своему предмету и к детям не получится качественно организованного образовательного процесса. Поэтому мы уделяем особое внимание тем, кто работает с детьми и молодежью, а также новым руководителям учреждений образования.

Как бы вы оценили уровень молодых педагогов, которые приступили к работе в последние годы? В чем их сильные и слабые стороны?

– Я молодежь очень люблю, и те педагоги, которые сейчас приходят в школу, имеют хорошую методическую подготовку. Как правило, они умело используют новые педагогические технологии в своей работе. Детям это очень нравится, они любят молодых учителей. Но, конечно же, начинающим педагогам не хватает опыта. Очень важно, чтобы на их рабочих местах обеспечили наставничество, то есть помогли в практическом применении тех навыков, которые получены за время обучения в вузах.

Молодые учителя востребованы в системе образования. Очень хочется, чтобы они не приходили только с целью отработать необходимый период, после чего покидали сферу образования. Здесь уже миссия руководителей – поддержать молодых, не дать им уйти с этой стези, зажечь их желанием работать с детьми. Безусловно, не обойтись без материального стимулирования. На местах должны видеть молодых: если это горящий педагог, со своими идеями и желанием работать – директору надо искать возможность предоставить ему дополнительную нагрузку. То есть главное – вовремя заметить таких педагогов и помогать им как морально, так и материально.

На начало 2022/2023 учебного года все учреждения образования области в полной мере укомплектованы педагогическими кадрами. Для обеспечения учреждений образования области педагогическими кадрами ожидается прибытие более 500 молодых специалистов. Наиболее востребованными в регионах являются специалисты физико-математического профиля, педагоги-психологи (с нагрузкой 0,5 ставки), в Бресте – воспитатели дошкольного образования, учителя начальных классов. Возникающие проблемы комплектования будут решаться путем приглашения на работу педагогов, достигших пенсионного возраста, совместителей, выпускников, получивших право свободного трудоустройства, студентов заочной формы образования.

Одной из главных проблем, на которую немало сетовали учителя, всегда была бумажная работа. Как сейчас с этим обстоят дела?

– Учителям стало проще в этом отношении. Электронные документы сделали работу педагогов более удобной. Хорошо развиты образовательные ресурсы, позволяющие качественно и быстро готовиться к урокам. Хочется надеяться, что в учреждениях образования разумный подход найден к этой проблеме. На мой взгляд, сейчас существует оптимальный набор документов, которые обрабатывают именно учителя и классные руководители.

Что касается последних, то для них установлена очень хорошая надбавка на сегодняшний день. Думаю, учителя это оценили. Ведь на классного руководителя возложено много дополнительной нагрузки: организация воспитательной работы с обучающимися, работа с родителями, оперативное решение самых разных вопросов по обучению и воспитанию детей. Хорошо, что эта работа замечена и на нее делается акцент.

В начале года широко обсуждались нововведения в Кодексе об образовании – появление централизованного экзамена после 11-го класса, например. Как эти изменения повлияют на учителей и школьников в грядущем учебном году?

– Руководству учреждений образования предстоит провести серьезную разъяснительную работу с учащимися и родителями. В сфере образования появились важные изменения, касающиеся проведения итоговой аттестации выпускников. С 2023 года учащиеся 11-х классов будут сдавать централизованный экзамен (в виде тестирования) по двум учебным предметам (математике и одному из государственных языков). На выбор учащегося пройдут итоговую аттестацию в виде централизованного экзамена и получат самую объективную оценку своих знаний. В проведении аттестации не будут участвовать учителя, которые преподавали у них в школе. Изменится форма проведения экзаменов. Раньше выпускникам приходилось готовиться и к изложению, и к контрольной письменной работе. Затем для поступления в вуз выпускники сдавали и ЦТ. А сейчас планируется, что испытание будет проходить только в виде теста. Это значительно упрощает работу учащимся и педагогам по подготовке к итоговой аттестации.

В течение этого учебного года учащиеся выпускных классов будут активно готовиться к новому формату проведения итоговой аттестации на факультативных занятиях, репетиционном тестировании, в онлайн- тестировании и других подготовительных мероприятиях.

Несколько слов о среднем специальном и профессионально-техническом образовании: как там обстоят дела с количеством учащихся и педагогическим составом?

– С 1 сентября 2022 года, в соответствии с новой редакцией Кодекса об образовании, все профессионально-технические колледжи и профессиональные лицеи начнут работу в статусе колледжа. В 2022 году в учреждения профессионального образования области планируется принять 3,8 тысячи человек для получения профессионально-технического образования и более 1,5 тысячи человек для получения среднего специального образования в дневной форме за счет бюджета.

Всего в учреждениях профессионального образования, подведомственных главному управлению по образованию облисполкома, в 2022/2023 учебном году будут получать рабочие профессии около девяти тысяч учащихся по 90 профессиям рабочих и около шести тысяч – по более чем 50 специальностям среднего специального образования.

Область активно инвестирует в развитие образования. Завершается строительство и к началу 2022/2023 учебного года вводятся в эксплуатацию: детский сад в Жабинке на 240 мест; две школы-сада в Кобрине и Столине на 471 место каждая; встроенно-пристроенный детский сад в. Пинске на 60 мест. В результате реконструкции помещения, встроенного в общежитие на ул. Рокоссовского, в ГУО «Ясли-сад №9 г. Бреста» создано дополнительно 40 мест. Реконструкция ГУО «Коротичская средняя школа» Столинского района позволит создать дополнительно 72 места. ГУО «Гимназия г. Иваново» увеличит вместимость с 80 до 160 мест. В Лунинце здание общежития реконструировали под учебный корпус ГУО «Гимназия г. Лунинца», что добавило там 192 ученических места.

Источник: onlinebrest.by

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.