«Частники», на выход! Что изменилось в принудительной эвакуации машин

0 33

Принудительная эвакуация транспортных средств часто порождала конфликты, о которых мы не раз писали. В большинстве случаев вопросы возникали из-за оплаты услуг: кому, сколько, за что, почему не отдают машину? Однако с 22 сентября в этой сфере появились изменения. Автобизнес разбирается, что поменялось.

«Частники», на выход! Что изменилось в принудительной эвакуации машин

Как было

Непосредственно порядок принудительной отбуксировки (эвакуации) регулировался инструкцией, утвержденной постановлением Совмина №986. Ее практическое исполнение порождало много странных вещей, но об этом позже. Пока уточним, что постановлением Совета Министров №555 от 30 августа нынешнего года в инструкцию внесли изменения, которые вступили в силу 22 сентября.

Читатели неоднократно обращались в редакцию Автобизнеса с негодованием: мол, машину эвакуировали и выставляют счет под 200-300 рублей, а иногда и больше, неужели такие суммы исчислялись верно? И на автостоянках, принадлежащих различным ООО, творилось не весть что: автомобили не отдавали, плату требовали, при этом откровенно нарушая закон. Напомним, что применительно к столице Беларуси тариф за эвакуацию с полной погрузкой машины – 80 руб., хранение машин – от 3,5 до 8 руб. за сутки.

Что изменилось

Начнем с новой трактовки понятия "принудительная отбуксировка (эвакуация)". Теперь эта процедура описывается так:

Принудительная отбуксировка (эвакуация) транспортного средства – принудительное перемещение транспортного средства с использованием средств эвакуации, принадлежащих органам внутренних дел либо иным определяемым местными исполнительными и распорядительными органами государственным организациям или организациям, в уставном фонде которых 50 и более процентов акций (долей) находится в собственности государства, а также доставление транспортного средства путем непосредственного управления им сотрудником ГАИ.

Ранее же эвакуировать автомобили разрешалось и "иным организациям", без привязки к наличию в их уставном фонде государственной собственности. Поэтому и появлялись всякие ООО "Василек" и "Василек+" со своими тарифами и "понятиями". Теперь раз предприятие государственное или с долей государства более 50%, значит, действуют тарифы, государством установленные.

Что касается хранения машин, то в старом документе не определялось, какие организации могли это осуществлять. В новом добавлен п.9-1, который расставляет точки над "i":

Хранение принудительно отбуксированного (эвакуированного) транспортного средства осуществляется на охраняемой стоянке, принадлежащей органу внутренних дел или государственной организации.

"Государственной" – это с долей 50% и более. Так что про различные ООО и ЧУП можно забыть.

Какие нужны документы

Раньше при получении транспортного средства со штрафстоянки необходимо было показать работнику стоянки свидетельство о регистрации транспортного средства и "права". Забрать машину мог собственник (владелец) или уполномоченное лицо (у которого есть документы на авто).

Теперь же, если на штрафстоянку эвакуирован не зарегистрированный в установленном порядке автомобиль, в том числе с истекшими "транзитами", нужно будет показать документ, который подтверждает законность приобретения машины. То есть либо договор купли-продажи, либо счет-справку. Расписки, копии паспортов собственников и договоры, не зарегистрированные в ГАИ, законность приобретения не подтверждают.

Кому платить

Постановление Совмина №986 в части оплаты услуг по эвакуации и хранению транспортных средств предписывало рассчитываться с органом внутренних дел "или иной организацией". В этом пункте "иных" тоже исключили, заменив на государственные организации.

Важный момент: при получении транспортного средства сотрудники стоянки не имеют права требовать плату за эвакуацию и хранение как условие возврата автомобиля. Автомобиль выдается по первому требованию (п.11 инструкции). Если на транспортное средство наложен арест, то его хранение осуществляется на бесплатной основе (ч.11 ст.8.7 ПИКоАП).

«Частники», на выход! Что изменилось в принудительной эвакуации машин

Как и прежде, если услуги по хранению и эвакуации не будут оплачены, сохраняется порядок взыскания таких расходов с собственника транспортного средства в судебном порядке организациями, которые такие услуги оказали.

Фото: носит иллюстративный характер

Источник: onlinebrest.by

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.